АДМИНИСТРАЦИЯ
ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ НОВОАГАНСК
Нижневартовского района
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 01.11.2016 № 197
п.г.т.Новоаганск
Об основных направлениях налоговой, бюджетной и долговой политики городского поселения Новоаганск, характеристик проекта решения о бюджете городского поселения Новоаганск на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов
В соответствии с решением Совета депутатов городского поселения Новоаганск от 30.07.2015 № 105 «Об утверждении Порядка регулирования отдельных вопросов организации и осуществления бюджетного процесса в городском поселении Новоаганск», постановлением администрации городского поселения Новоаганск от 01.06.2015 № 181 «О Порядке составления проекта решения Совета депутатов городского поселения Новоаганск на очередной финансовый год и плановый период»:
1. Одобрить:
1.1. Основные направления налоговой, бюджетной и долговой политики городского поселения Новоаганск на 2017 год и плановый период 2018–2019 годов согласно приложению 1.
1.2. Характеристики проекта решения о бюджете городского поселения Новоаганск на 2017год и плановый период 2018–2019годов согласно приложению 2.
2. Структурным подразделениям городского поселения Новоаганск при подготовке проекта бюджета городского поселения руководствоваться основными направлениями налоговой, бюджетной и долговой политики городского поселения Новоаганск на 2017 год и плановый период 2018−2019 годов.
3. Контроль за выполнением распоряжения возложить на начальника отдела финансов администрации городского поселения Новоаганск Т.Т. Черных.
Глава городского поселения Е.Г. Поль
Приложение 1
к распоряжению администрации городского поселения Новоаганск
от 01.11.2016 № 197
Основные направления налоговой, бюджетной и долговой политики
городского поселения Новоаганск
на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов
Формирование и реализация основных направлений налоговой, бюджетной и долговой политики городского поселения Новоаганск на 2017 год и на перспективу до 2019 года разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, решением Совета депутатов городского поселения Новоаганск от 30.07.2015 № 105 «Об утверждении Порядка регулирования отдельных вопросов организации и осуществления бюджетного процесса в городском поселении Новоаганск».
При их подготовке учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 года, Указы Президента Российской Федерации от 2012 года, основные направления налоговой, бюджетной и долговой политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, основные направления налоговой, бюджетной и долговой политики Нижневартовского района на 2017 год и на плановый период 2018 - 2019 годов.
Основные направления налоговой, бюджетной и долговой политики поселения, являются основой составления проекта бюджета городского поселения на 2017 год и на плановый период 2018 - 2019 годов, формированию основных параметров бюджета городского поселения: доходов, расходов, дефицита бюджета, источников финансирования дефицита бюджета городского поселения.
I. Основные направления налоговой политики городского поселения
в области доходов на 2017 год и плановый период 2018 - 2019 годов.
Основные направления налоговой политики позволяют определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что предопределяет ясность и устойчивость условий ведения экономической деятельности на территории городского поселения.
Налоговая политика городского поселения Новоаганск на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов (далее − налоговая политика поселения на 2017−2019 годы) нацелена на динамичное поступление доходов в бюджет городского поселения Новоаганск (далее – поселения), обеспечивающее потребности бюджета, и строится с учетом изменений законодательства Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа − Югры при одновременной активной работе с муниципальным образованием Нижневартовский район по изысканию дополнительных резервов доходного потенциала бюджета поселения.
Направления, способствующие осуществлению (достижению) цели:
своевременность внесения изменений в нормативные правовые акты муниципальных образования поселения о налогах, обусловленных изменением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
проведение оценки эффективности налоговых льгот.
Положительную динамику бюджетных поступлений планируется достичь за счет:
снижения задолженности по налоговым и неналоговым платежам в бюджеты всех уровней;
совершенствования методов администрирования, повышения уровня ответственности главных администраторов доходов за выполнение плановых показателей поступления доходов в бюджет поселения.
Важнейшей и значимой целью налоговой политики поселения в области доходов, является дальнейшее увеличение налогового потенциала поселения, повышение эффективности проведения работы по увеличению налогооблагаемой базы, усиление контроля за пол¬нотой и своевременностью поступления доходов в бюджет поселения.
Основные изменения в налоговой политике, планируемые к реализации в ближайшие годы, уже определены в ряде документов. Это основные направления налоговой политики Российской Федерации, одобренные Правительством Российской Федерации, основные направления налоговой политики автономного округа на очередной год и плановый период, утвержденные в текущем году постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа − Югры, послания и поручения Президента и Председателя Правительства Российской Федерации.
При формировании проекта бюджета поселения были учтены предлагаемые изменения в налоговое законодательство, доходы сформированы по нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
1.1. Основные меры в области налоговой политики в 2017 году
и плановом периоде 2018 и 2019 годов
Налог на доходы физических лиц
В целях приближения налоговой нагрузки на иностранных граждан к нагрузке на российских граждан в текущем финансовом году предполагается пересмотреть в сторону увеличения установленный коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, и применяемый при расчете размера фиксированных авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность на территории автономного округа.
Подходы к установлению налоговых льгот
С целью оценки эффективности введения новой льготы на всех уровнях власти предполагается:
новая налоговая льгота должна устанавливаться на ограниченный период. По мере приближения истечения срока действия льготы принятие решения о ее возможном продлении должно производиться с учетом результатов анализа ее эффективности;
принятие новой льготы, налогового освобождения или иного стимулирующего механизма в рамках налоговой политики должно сопровождаться определением «источника» для такого решения, в качестве которого, в том числе, может рассматриваться отмена одной или нескольких неэффективных льгот (возможно, с заменой на аналогичный объем налоговых расходов);
предполагается окончательно отказаться от установления новых льгот на федеральном уровне по региональным и местным налогам;
отмене должны подлежать налоговые льготы, не оказывающие влияния на достижение одной из целей налоговой политики – стимулирование экономического роста, и не имеющие социального эффекта.
Налог на имущество физических лиц
В целях вовлечения в налоговый оборот объектов капитального строительства, которые поставлены на кадастровый учет и в отношении которых осуществлена кадастровая оценка, но права собственности, на которые не зарегистрированы, прорабатывается вопрос законодательного закрепления обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении таких объектов за собственниками земельных участков, на которых расположены указанные объекты.
Совершенствование налогового администрирования
В целях повышения эффективности использования в налоговых правоотношениях пеней, носящих компенсационный характер и подлежащих уплате в случае нарушения сроков уплаты сумм налогов, сборов, снижения задолженности по уплате указанных платежей и обеспечения устойчивого формирования доходов бюджетов всех уровней, предполагается увеличить размер пени для юридических лиц до одной стопятидесятой ключевой ставки Банка России в отношении просроченных платежей более чем на 30 календарных дней.
Улучшение условий для своевременного исполнения обязанности
по уплате налогов и сборов
1. Предполагается внести в Налоговый кодекс изменения в части отмены увязки исполнения обязанности по уплате налога, сбора и лица, осуществляющего уплату таких платежей.
2. В целях стимулирования быстрой и добровольной уплаты сумм налогов и пеней предлагается предоставить возможность налогоплательщику − физическому лицу до вступления решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в законную силу уплатить налоговую санкцию в уменьшенном в два раза размере назначенного штрафа при условии уплаты в полном объеме недоимки и соответствующих пеней.
1.2. Принятие мер, направленных на мобилизацию доходов,
формирующих местный бюджет, в том числе за счет повышения
собираемости платежей и сокращению теневого оборота
С указанной целью необходимо:
проведение совместной работы с главными администраторами доходов, направленной на повышение фактической собираемости доходов, формирующих местный бюджет, укрепление налоговой дисциплины и легализацию налоговой базы;
недопущение задолженности по неналоговым доходам;
проведение индивидуальной работы с налогоплательщиками, допускающими выплаты официальной заработной платы в размере ниже прожиточного минимума;
выявление организаций, имеющих стационарные рабочие места на территории городского поселения, и обеспечение регистрации обособленных подразделений по месту осуществления их деятельности;
проведения оценки эффективности предоставленных льгот по местным налогам, сокращение неэффективных налоговых льгот и освобождений.
II. Основные направления бюджетной политики городского поселения Новоаганск на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов
Бюджетная политика городского поселения Новоаганск на 2017-2019 годы ориентирована на адаптацию бюджета и бюджетного процесса к изменившимся условиям с учетом преемственности базовых целей и задач, сформулированных в предыдущем бюджетном цикле.
Основной целью бюджетной политики на 2017-2019 годы является обеспечение стабильности, сбалансированности и устойчивости бюджета поселения, повышение уровня и качества жизни населения городского поселения.
Основными задачами бюджетной политики на 2017-2019 годы являются:
1.Поддержание устойчивости бюджета поселения при сбалансированном распределении бюджетных ресурсов.
Первостепенной задачей бюджетного планирования в предстоящие 3 года является обеспечение сбалансированного бюджета поселения посредством качественного подхода к формированию доходов и расходов бюджета поселения.
Принятые ранее решения по оптимизации бюджетных расходов в условиях ограниченности доходных возможностей бюджета поселения способствовали сбалансированности бюджета поселения и исполнению всех принятых бюджетных обязательств.
При составлении бюджета поселения применяется принцип минимизации размера дефицита бюджета поселения.
2. Повышение эффективности и результативности применения программно-целевого принципа управления.
Дальнейшая реализация принципа формирования бюджета поселения на основе муниципальных программ и ведомственных целевых программ поселения позволит повысить обоснованность бюджетных ассигнований на этапе их формирования, обеспечит их большую прозрачность и наличие более широких возможностей для оценки их эффективности.
Приоритеты социально-экономической развития поселения, реализуемые в рамках муниципальных программ и ведомственных целевых программ поселения (далее - программы), должны иметь надежное и просчитанное финансовое обеспечение.
Систематический анализ программ и расходов на их реализацию должен быть дополнен системой ответственности за достижение поставленных целей взамен действующего контроля формального исполнения планов и объемов расходов на то или иное направление.
3. Прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса для общества.
Этот подход реализован за счет формирования бюджета поселения в «программном» формате, что подразумевает «привязку» финансовых ресурсов к конкретным целевым параметрам и результатам, прогнозируемым показателям социально-экономического развития, публичное обсуждение проектов, хода и итога реализации программ.
Разработка и совершенствование «Бюджета для граждан», где в доступной форме на регулярной основе публикуются брошюры на официальном сайте городского поселения Новоаганск, о бюджете городского поселения и о его исполнении;
Результаты оценки открытости бюджетных данных муниципального образования учитываются при проведении мониторинга качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальном образовании городское поселение Новоаганск.
На официальном сайте городского поселения Новоаганск размещаются данные о принятых и реализуемых муниципальных и ведомственных целевых программах поселения, итоги деятельности муниципальных учреждений поселения, информация об оказываемых населению муниципальных услугах.
4. Усиление внутреннего финансового контроля за деятельностью подведомственных учреждений по обеспечению целевого и результативного использования бюджетных средств.
Также необходимо обеспечить равномерность использования бюджетных средств в течение финансового года, так как большая часть средств бюджета тратится в четвертом квартале. Для решения этого вопроса необходимо усилить кассовую дисциплину, своевременно обеспечить процедуры, связанные с проведением торгов, заключением контрактов, договоров.
При ограниченности доходных источников бюджета городского поселения и растущих ценах на ресурсы необходимо повышение эффективности расходов и переориентации бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений.
Формирование основных параметров бюджета поселения по расходам на 2017 год и плановый период 2018−2019 годов произведено с учетом необходимости реализации мер, направленных на обеспечение сбалансированности бюджета поселения и минимизацию дефицита бюджета поселения.
В существующих условиях, реализация бюджетной политики в части расходов направлена не на возможность получения дополнительного финансирования, а прежде всего на поиск возможностей для решения поставленных задач, исходя из имеющихся ресурсов и достижения приоритетов, обозначенных в муниципальных программах поселения.
При формировании бюджетных проектировок на 2017 год и плановый период 2018−2019годов за базу расчета предельных объемов бюджетных ассигнований принят объем расходов, утвержденный решением Совета депутатов городского поселения от 14.12.2015 № 123 «О бюджете городского поселения на 2016 год», за исключением единовременных обязательств.
Объемы бюджетных ассигнований были сформированы на:
расходы по заработной плате работников учреждений культуры в целях реализации указов Президента Российской Федерации, средства предусмотрены на уровне целевых показателей на 2016 год;
расходы на оплату труда работников муниципальных учреждений, не отнесенных под действие указов, рассчитаны в соответствии с действующими положениями по оплате труда и исходя из предельной штатной численности без учета вакансий;
расходы на уплату налога на имущество казенных учреждений городского поселения, в связи с ограниченностью доходной базы бюджета предусмотрены в проектировках по соответствующим ведомственным целевым программам на два квартала, из расчета фактически начисленной суммы налога на имущество за III квартал 2016 года. Вопрос о включении расходов в бюджет городского поселения на 3-4 кварталы 2017 года будет рассмотрен в процессе исполнения бюджета городского поселения в 2017 году;
расходы на содержание органов местного самоуправления городского поселения предусмотрены в пределах нормативов расходов для городского поселения Новоаганск на 2017 год, утвержденных постановлением Правительства автономного округа от 06.08.2010 № 191-п с учетом средств по заключенному соглашению с Нижневартовским районом на передаваемые полномочия от городского поселения району в сумме 1885,8 тыс. рублей и средств на сумму передаваемых полномочий Нижневартовского района городскому поселению Новоаганск в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в части содержания подъездных автомобильных дорог района в размере 24,2 тыс. рублей.
Также приоритетными направлениями бюджета поселения являются расходы: на коммунальные услуги объектов муниципальной собственности;
на коммунальные услуги незаселенного ветхого муниципального жилья;
на уплату взносов на капитальный ремонт жилых помещений, находящихся в собственности поселения;
по проведению работ по межеванию земельных участков;
по страхованию муниципального имущества;
по содержанию внутрипоселковых, внутриквартальных дорог пгт. Новоаганск, с. Варьеган, обеспечению сохранности подъездных дорог;
по субсидированию пассажирских перевозок автотранспортом общего пользования в границах поселения;
по субсидированию возмещения недополученных доходов организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение затрат;
по субсидированию возмещения затрат по предоставленным населению бытовых услуг бани;
по содержанию уличного освещения и технического обслуживания;
по содержанию и ремонту детских игровых комплексов и спортивных площадок;
по содержанию зон отдыха и памятников;
на организацию и содержание мест захоронения;
на реализацию действенной системы мер по защите населения и территории поселения в области гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах;
на решение задач по профилактике правонарушений в масштабах поселения и вовлечению общественности в предупреждение правонарушений;
Учитывая бюджетные ограничения в сложившейся экономической ситуации, необходимо в пределах имеющихся ресурсов, а также за счет мобилизации доходов и оптимизации расходов обеспечить формирование сбалансированного бюджета поселения на очередной бюджетный цикл.
Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета поселения предусматривает минимизацию дефицита бюджета поселения, недопустимость принятия обязательств, не обеспеченных финансовыми ресурсами.
Основные направления долговой политики городского поселения Новоаганск на 2017 год и плановый период 2018−2019 годов
В части управления муниципальным долгом городского поселения политика будет направлена на проведение взвешенной долговой политики.
В случае привлечения заемных средств долговая политика должна быть направлена на повышение кредитного рейтинга городского поселения, характеризующего городское поселение как надежного заемщика, безусловно, и своевременно выполняющего долговые обязательства.
Расходные обязательства городского поселения по обслуживанию муниципального долга будут определяться на основании действующих долговых обязательств.
Приложение 2
к распоряжению администрации городского поселения Новоаганск
от 01.11.2016 № 197
Характеристики проекта решения о бюджете
городского поселения Новоаганск на 2017 год и плановый период 2018–2019 годов
(тыс.рублей)
Наименование показателя |
2017 год |
Плановый период |
|
2018 год |
2019 год |
||
Доходы, в т.ч.
|
127 107,5 |
122 215,4 |
137 349,7 |
налоговые и неналоговые |
27 659,0 |
27 840,0 |
27 905,0 |
безвозмездные поступления |
99 448,5 |
94 375,4
|
109 444,7 |
Расходы, в т.ч.
|
128 130,1 |
123 235,0 |
138 367,9 |
по делегированным полномочиям |
11 540,0 |
5 064,9 |
19 040,4 |
Дефицит (-), Профицит (+) |
-1 022,7 |
-1 019,6 |
-1 018,3 |
Глава 2. Классификация информационной продукции
Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:
1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.
См. текст части в предыдущей редакции
4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.
Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет
К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).
Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.